Требования природоохранного законодательства, нарушения которых допускаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

Требования природоохранного законодательства, нарушения которых допускаются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями

 

1.      Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон
об охране окружающей среды) объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС), подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах.

Согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона об охране окружающей среды государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие
на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему.

Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

Статьей 4.2 Федерального закона об охране окружающей среды установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) в зависимости от уровня негативного воздействия подразделяются на четыре категории. При постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, им присваиваются критерии отнесения объекта к соответствующей категории в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии).

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554.

Дополнительно сообщаем, в связи с вводом в эксплуатацию государственной информационной системы, предназначенной для ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду заявки формируются с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя по адресу https://lk.rpn.gov.ru. Доступ осуществляется посредством учетной записи Госуслуги (ЕСИА).

С подробной информацией по вопросам постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по адресу http://rpn.gov.ru.

Достоверность сведений, указанных в Заявках, подтверждается законным представителем или уполномоченным представителем руководителя на основании доверенности. Рассматриваемые Заявки необходимо подтвердить доверенностью действующего представителя.

2. Предоставление отчета о выполнении программы производственного экологического контроля.

В соответствии с п. 2 ст. 67 Федерального закона об охране окружающей среды юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации установлены приказом Минприроды России от 28 февраля 2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».

О результатах выполнения мероприятий программы производственного экологического контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий обязаны предоставлять соответствующий отчет, подготовленный по форме, установленной приказом Минприроды России от 14 июня 2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I, II или III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – Западно-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II или III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края.

Приказом Минприроды России от 16 октября 2018 г. № 522 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» разработаны рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

3. Представление декларации о плате за негативное воздействие
на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона об охране окружающей среды плата за НВОС взимается за следующие его виды:

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно пункту 1 статьи 16.1 Федерального закона об охране окружающей среды плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Порядок представления декларации о плате за НВОС утвержден Приказом Минприроды России от 10 декабря 2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899» (далее - Порядок).

В соответствии с п. 1 Порядка декларация о плате за НВОС предоставляется лицами, обязанными вносить плату в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования - в случае представления декларации о плате в форме электронного документа (через веб-портал приема отчетности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ("Личный кабинет"), и ее территориальные органы - в случае представления декларации о плате на бумажном носителе.

В соответствии с п. 2 Порядка декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

4. Предоставление сведений в области обращения с отходами для ведения кадастра отходов производства и потребления Пермского края.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Законом Пермского края от 3 сентября 2009 г. № 483-ПК «Об охране окружающей среды Пермского края», а также в соответствии с п. 3.1.13 Положения об Инспекции, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 16 апреля 2012 г. № 212-п, постановлением Правительства Пермского края от 23 декабря 2016 г. № 1162-п «Об утверждении Порядка ведения кадастра отходов производства и потребления Пермского края и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Пермского края» (далее - Постановление Правительства Пермского края № 1162-п, Порядок) Инспекция осуществляет ведение регионального кадастра отходов производства и потребления Пермского края (далее-Региональный кадастр отходов).

Согласно Постановлению Правительства Пермского края № 1162-п данные для ведения Регионального кадастра отходов представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории Пермского края деятельность, связанную с образованием, сбором, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, транспортировкой, размещением отходов (вне зависимости от категории объекта НВОС и уровня поднадзорности), по форме согласно приложению №5 «Сведения об образовании и обращении с отходами», а также, по форме согласно приложению № 1 «Сведения о составе и физико-химических свойствах отходов» на отходы, сведения по которым ранее не предоставлялись.

В случае осуществления деятельности по размещению или утилизации/обезвреживанию отходов заполняются таблицы об объектах размещения отходов, объектах утилизации/обезвреживанию отходов по форме согласно приложению 2 и 4.

Данные для ведения кадастра отходов производства и потребления Пермского края предоставляются в Государственную инспекцию по экологии
и природопользованию Пермского края, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.

Полный перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов регионального государственного экологического контроля (надзора), в том числе, обязательные требования в области обращения с отходами, утвержден приказом Инспекции от 22 октября 2018 г. № СЭД-36-01-03-49 (ред. от 23.09.2021). С указанным перечнем можно ознакомиться на сайте Инспекции в разделе - Контрольно-надзорная деятельность, подраздел - Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида регионального государственного экологического надзора (http://giep.permkrai.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-ekologicheskiy-nadzor/perechen-pravovykh-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-otsenivaetsya/).

Дополнительно сообщаем, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч
до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч
до восьмидесяти тысяч рублей в соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ.